Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск

Советы по воспитанию


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

13.01.2017

Полякова Н. В., учитель-логопед

Дорогие родители! 

 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребѐнка? Ваш ребѐнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причѐм в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чѐткими, а в произвольной речи эти же звуки ребѐнок произносит искажѐнно. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.  

Общие положения  

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.  

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.  

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.  

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:  

 автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);  

 автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);  

 автоматизация звука в предложениях;  

 автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;  

 автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;  

 автоматизация звука в разговорной речи.  

 

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.  

Автоматизация звука в слогах. Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.  

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: сасысо, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спасма, сны, ско 

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения:  

сá - саса  

сáсá – са - са 

-са - сá - саса – са - сá .  

Автоматизация звуков в словах.  

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.  

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).  

1. Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.  

2. Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.  

3. Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.  

4. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.  

5. Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овѐс и др.  

6. Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свѐкла, стакан, стайка, каска.  

7. Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолѐт.  

8. Автоматизация звука «с» в трѐхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.  

9. Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.  

10. Автоматизация звука «с» в четырѐхсложных словах со стечением согласных: сковорода.  

 

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.  

Автоматизация звука в предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложении умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).  

 В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.  

 У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.  

 

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.  

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.  

 Ас – ас – ас – у нас дома ананас. 

 Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос. 

 Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. 

 Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс. 

 У Сони и Сани в сетях сом с усами. 

 В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.  

 

Советы  

Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать. 


Возврат к списку