Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск

Советы по воспитанию


Зачем и как учить стихи

03.02.2017

Бартош Н. Н., воспитатель

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным моментом. Стихи совершенно справедливо считаются вершиной прозы. Их мелодичность, напевность,прекрасно воспринимают дети любого возраста. 

Стихи развивают дикцию, темп, ритм, тембр,интонацию речи. 

И поэтому малыши очень внимательно, с нескрываемым удовольствием слушают стихи – рифмованные строки гораздо более приятны и легче усваиваются. Недаром многие знаменитые детские авторы писали и пишут сказки и рассказы для детей в стихах. Монотонность прозы быстро утомляет детей, особенно малышей. Стихи,напротив, вызывают интерес и быстро запоминаются. У детей великолепная память, и именно запоминание стихов дается им лучше всего. 

Заучивание стихов наизусть - лучший способ 
развить память, слуховое внимание, а следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. 

Ни для кого не секрет, что, имея хорошую  память, дети намного лучше усваивают материал в школе. 

Однако не все стихи подходят для занятия с ребенком, да и учить их нужно, придерживаясь определенных правил. В противном случае ваше благое начинание может перерасти в повод для капризов и обид. 

Поэты детства 

В первую очередь надо определить, с каких стихов можно начинать знакомить малыша с поэзией. Здесь все достаточно просто. В детской литературе имеются прекрасные образцы стихов для чтения с детьми, начиная с самого маленького возраста.  

Прежде всего, это изумительные произведения Агнии Барто. Короткие четверостишия Агнии Барто, наверное, каждый из нас пронес через всю жизнь. «Наша Таня громко плачет...», «Идет бычок качается...», «Зайку бросила хозяйка...» и многие другие. Прекрасно воспринимаются малышами гениальные стихи маэстро детской поэзии Корнея Чуковского - «Мойдодыр», «Доктор Айболит», и другие. А как не вспомнить вечного и абсолютного детского автора - Самуила Маршака? В его стихах для детей чувствуется совершенно особая любовь ко всем маленьким жителям планеты. Причем у этих же авторов вы найдете стихи, не только для самых маленьких, но и для детей постарше, для 5-6 летних стихи становятся более глубокими и не такими короткими, как раньше. Сказки Александра Пушкина — это великолепнейшие образцы сочетания народного творчества и самобытного таланта великого русского поэта. 

Но это только мэтры детской поэзии, а ведь существует еще и множество произведений других поэтов. Словом, выбор велик. Важно лишь, чтобы стихи учили добру и любви, а произведение соответствовало возрасту ребенка: чем младше малыш, тем проще и не затейливее должны быть стихи. 

Стихам все возрасты покорны 

Начинать читать стихи своему ребенку нужно как можно раньше. Уже в колыбели малыш с удовольствием слушает мелодичные рифмованные напевы, а для 4 — 5 летних детей нужно читать слишком длинные сказки не за один раз, а в разбивку, скажем, утром-вечером или только по вечерам. Длительное повествование. Пусть даже и в стихотворной форме, слишком утомляет ребенка. Старайтесь не затягивать чтение в этом возрасте больше, чем на 5 — 7 минут. Если вы заметили рассеянное внимание, прекращайте чтение. При этом очень важно обратить внимание ребенка в тот момент произведения, на котором вы остановились. Возвращаясь на следующий день чтения именно с этого момента, уделите пару минут тому, чтобы малыш вспомнил прочитанное вами вчера и сумел связно пересказать сюжет, причем без вашей помощи. От такого чтения будет двойная польза: развитие долговременной памяти и связного высказывания. 

Со временем, если вы правильно преподносили уроки поэзии, ваш ребенок с удовольствием будет слушать и пытаться учить достаточно объемные произведения. 

Тренируем память 

Поговорим о том, какие практические упражнения вы можете провести с малышом, чтобы он без труда запоминал материал, часто используемый в школьной программе. Эти упражнения применяются для развития памяти 5 — 7 летних детей. 

Предлагаемая техника запоминания основана на том, что любой текст можно представить мысленными образами. 

Например:


В огороде чучело 

Шляпу нахлобучило 

Рукавами машет 

И как будто плачет! 

Это чучело — оно 

Сторожить поставлено, 

Чтобы птицы не летали 

Чтоб горошек не клевали. 

Шляпу нахлобучило, 

Синий шарф на палке - 

Пусть боятся галки! 

(И. Михалков) 

 

Малышу гораздо будет легче выучить стихотворение, если он последует таким советам - «Прочитай (или послушай) внимательно первую строчку стихотворения. Закрой глаза и попробуй представить себе все, что в ней описано. Постарайся нарисовать картинку яркой, почувствовать, как ты к ней относишься - нравится тебе ее содержание или нет. Теперь переходим к следующей строчке. Послушай ее вслух и представь в своем воображении». Продолжать то же самое со всеми строчками. 

Таким образом, в голове у ребенка возникают яркие и ясные картины образов, содержащихся в стихотворении. 

 

Затем нужно прочесть всё стихотворение, вслух без остановки, и одновременно представлять себе созданных в воображении картинки. Теперь предложить ребенку вновь закрыть глаза и представить все, что запомнилось, описывая своими словами. Затем, вспоминая картинки, нужно попытаться вспомнить каждую строчку. Обязательно обратить внимание ребенка на ритм стихотворения, на рифмы. Сделайте все возможное, чтобы работа не была в тягость — ребенок должен получать от нее удовольствие. Подобным образом обсуждайте каждое стихотворение, которое вы разучиваете. 

 


Возврат к списку